Лечение кариеса у детей

К сожалению, детский кариес распространен очень широко. Это самый частый повод для обращения к детскому стоматологу. Неверно и даже опасно полагать, что кариес молочных зубов — проблема незначительная, ведь они все равно со временем сменятся на постоянные. От того, насколько своевременно был вылечен кариес в детстве, зависит здоровье зубов во взрослой жизни.

К развитию детского кариеса могут привести многие факторы.

Недостаточная гигиена.

Детям не очень нравится чистить зубы: они нередко пытаются увильнуть от этого занятия. Родители должны всегда контролировать выполнение данной процедуры, чтобы приучать ребенка чистить зубы с самого раннего возраста. Как только зубки прорезались, их нужно ежедневно очищать. С года можно начинать использовать специальную мягкую резиновую щеточку, с 2-х лет — миниатюрную детскую щетку с мягкой щетиной. С 3-х лет рекомендуется начать учить малыша полоскать рот после каждого приема пищи и понемногу переходить на самостоятельную чистку зубов. Разумеется, с использованием детской щетки и детской зубной пасты, соответствующей возрасту. Нередко дети увиливают от чистки из-за неприятного вкуса пасты, поэтому выбирайте не только качественную, но и приятную на вкус — ягодную, фруктовую, со вкусом конфет или жевательной резинки: благодаря этому дети с радостью будут приниматься за нелюбимое занятие.

Долгий контакт с соской на бутылочке.

Врачи даже говорят о «бутылочном кариесе», поражающем передние зубы. Он развивается, когда ребенок проводит слишком много времени, зажав в зубах соску на бутылочке с питанием. Не позволяйте малышу засыпать с соской во рту, а при использовании пустышки необходимо вытаскивать ее после того как малыш уснет.

Передача инфекции от родителей.

Родители тоже могут быть причиной развития кариеса. Он передается от взрослых детям при смачивании соски собственной слюной, или при кормлении, когда взрослый и ребенок используют одну и ту же ложку. Этого не стоит делать даже в том случае, если все зубы у вас здоровы — гигиенические нормы действуют в отношении родителей и детей так же, как и в отношении любых других людей. Кроме того, взрослым следует следить за состоянием своих зубов — особенно если в доме есть ребенок.

Врожденные особенности.

У некоторых детей от природы слабые зубы — это вызвано генетическими особенностями или неблагоприятными воздействиями во время беременности. Так, если во время вынашивания мама курила или принимала некоторые лекарства, риск кариеса возрастает.

Любовь к сладкому.

Это, пожалуй, самая известная причина развития кариеса. Сахар — отличная питательная среда для бактерий. Если ребенок увлекается карамельками, шансы того, что у него разовьется кариес, гораздо выше. Особенно пагубны в данном случае именно карамельки, жевательные конфеты, ириски — они остаются в полости рта долгое время.

Виды и признаки кариеса

Кариес развивается медленно, и при внимательном регулярном осмотре родители могут обнаружить его на самых ранних стадиях. Чем раньше будут замечены изменения, тем проще будет лечение.

Начальный этап.

На зубах появляются маленькие пятнышки, которые немного отличаются по цвету от остальной эмали. Со временем эти пятна темнеют, приобретая коричневый цвет.

Поверхностный кариес молочных зубов.

На этом этапе разрушение эмали незначительно, однако поврежденный зуб, как правило, уже реагирует на горячее и холодное.

Средний кариес.

Возникновение на месте очага разрушения эмали отверстия — кариозной полости. Ее уже можно заметить невооруженным глазом. При воздействии холодного и горячего появляется сильная боль, область поражения со временем разрастается.

Глубокий кариес.

Последний этап, когда поражена не только эмаль, но и зубная ткань. Без лечения рано или поздно начнется воспаление пульпы и рост кисты.

Особенности лечения кариеса молочных и коренных зубов у детей

Детский врач-стоматолог должен быть не только профессионалом высокого класса. Ему требуются навыки психолога, такт, внимание и предельная аккуратность. От того, каким будет первый опыт общения со стоматологом, зависит здоровье зубов во взрослые годы. Если все прошло хорошо и безболезненно, ребенок не будет бояться дантистов и пропускать регулярные плановые осмотры, когда вырастет.

При лечении кариеса у детей врачи нередко вынуждены отказываться от стандартных методов и применять более мягкие и щадящие способы. Это обусловлено не только необходимостью обеспечить комфорт маленькому пациенту, но и тем фактом, что местная анестезия для детей отличается от анестезии для взрослых — при инъекции вводится намного меньше анестетиков. Поступая так, врачи руководствуются принципом «не навреди».

Безболезненность — это один из основных приоритетов современной детской стоматологии. Лечение кариеса у детей ни в коем случае не должно стать причиной психологической травмы. Поэтому врачи прилагают все усилия для того, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности и не нервничал. Как правило, при лечении кариеса малыш не должен проводить в кресле стоматолога более получаса, иначе он утомится, начнет испытывать раздражение и дискомфорт.

Перед инъекцией анестетика врач дополнительно обезболивает место укола спреем или мазью. Сегодня для инъекций используются сверхтонкие иглы, которые практически не вызывают неприятных ощущений.

Бормашина в лечении кариеса у детей используется по минимуму, все, что можно сделать вручную, именно так и делается — даже взрослым непросто переносить громкий неприятный звук техники, а детям он нравится еще меньше.

Кроме того, при пломбировании используются специальные материалы, рассчитанные именно на детские зубки.

Сергей Третьяков — практикующий хирург-стоматолог, хирург-имплантолог, стоматолог-ортопед. Смотреть подробнее

Козлов Роман Николаевич — практикующий хирург-стоматолог, хирург-имплантолог, стоматолог-ортопед. Смотреть подробнее

Митрофанова Ольга Николаевна — стоматолог терапевт. Смотреть подробнее

Федоренко Евгений Анатольевич — Врач лучевой диагностики. Смотреть подробнее

Балеева Римма Сергеевна — стоматолог терапевт. Смотреть подробнее

Биневская Марина Сергеевна — Врач-стоматолог детский. Смотреть подробнее

10 мифов о «разводе» в стоматологии: разоблачения и рекомендации
16/03/2018

Обращение к стоматологу всегда вызывает трепет. И не только потому, что придется пережить всяческие манипуляции с зубами. Помимо этого, многие пациенты с ужасом ждут счета после лечения — переплачивать за ненужные процедуры не хочется никому.

Гингивит у детей
03/02/2018

C самого раннего детства следует прививать малышу привычку регулярно чистить зубы. Ежедневные мероприятия по уходу за зубами и деснами позволят вашим детям избежать такого распространенного заболевания как гингивит